Многим ценителям японской мультипликации знаком популярный аниме-сериал 2012 года Girls und Panzer, снятый известным режиссёром Цутому Мидзусима. Он рассказывает о небольшом эпизоде из истории школы, учащимся которой приходится восстанавливать кружок древнего женского боевого искусства — вождения танков, или танководства, закрытый более 20 лет назад. Герои сериала вкладывают все силы в воссоздание кружка и команды, способной сражаться с чемпионами прошлых национальных турниров по танководству и побеждать их, чтобы спасти свою школу от закрытия. Важное место в сериале занимают команды-соперники, с которыми главным героям приходится встречаться на поле пусть и спортивного, но боя. Сражающиеся на британской и немецкой технике команды школ Святой Глорианы и «Чёрного леса» — крайне серьёзными противники для героев, но наиболее суровый бой ждёт их при встрече с командой «Правда», сражающейся на технике, созданной в СССР. Неудивительно, что основой тактики «Правды» являются активные действия подразделений лучших средних танков Великой Отечественной войны — Т-34 образца 1942 года. Эти машины принимали участие в боях за Сталинград, окружении армии Паулюса, наиболее жарких сражениях весны и лета 1943 года, в том числе в битве на Курской дуге.
Модель от фирмы «Тамия». Можно сказать, что она практически идеальна для новичков и требует минимум доработок для приведения к «историчному» виду. Ознакомившись с содержимым коробки и инструкцией по сборке модели (она на английском языке, но по картинкам сможет разобраться даже человек без опыта), а также внимательно рассмотрев кадры из аниме, определяемся с списком доработок и переделок модели.
Эти доработки минимальны.
1. Мы не будем ставить дополнительные топливные баки (ни на бортах, ни на корме), надо заделать места их крепления (отверстия) на корпусе модели.
2. Надо сделать антенну с красным флажком.
3. Одна из самых больших переделок (можно оставить как есть, это не критично) — уменьшение длины передних грязевых гусеничных щитков. Они на модели немного длинноваты, на лишние 3–4 мм, и слегка искажают пропорции ходовой части (гусениц, катков) и корпуса.
С окраской модели всё просто, будем делать зимний камуфляж, но с небольшими эксплуатационным эффектами (снег, грязь, потёртости краски). Обо всём этом мы подробно расскажем далее.
Собирается модель очень легко, качество литься пластика и стыкуемость деталей у «Тамии» почти идеальна. Надо всего лишь следовать инструкции. Собираем нижнюю и верхнюю половины корпуса, зачищая ножом и наждачной бумагой все заусенцы и стыки, приклеиваем все мелкие детали, за исключением курсового пулемёта. ВАЖНО! Не склеиваем верх и низ до установки гусениц! Отделяем от литниковых рамок и зачищаем катки (надо удалить места крепления к литникам и следы от литья, швы). При их сборке следует учесть, что центральная часть катков (детали, имитирующие крышки ступиц катков, которые насаживаются на оси вращения) выполнены не из полистирола, а из твёрдого винила. Вклеить и закрепить эти детали в центры катков получится только при помощи «суперклея», лучше взять клей с маркировкой «гель», он гуще и проще в применении.
Как подмечено многими моделистами, у модели Т-34 от «Тамии» очень большое расстояние между кромкой крыла и ленивцем гусеницы. Немного доработаем передние крылья. Они срезаны с модели по линии, отмеченной на фото, удалены горизонтальные участки длиной примерно 3 мм, после чего щитки установлены на место, приклеены и зашпаклёваны. Таким образом, мы укоротили передние щитки и привели облик модели к более пропорциональному историчному виду.
Отдельно же собираем и башню, на неё по инструкции необходимо установить пушку с маской, люки и прочие мелочи. Чтобы обезжирить гусеницы, их следует вымыть обычным моющим средством для посуды или шампунем, так на них лучше ляжет краска.
Для большей достоверности добавим имитацию литой брони на башне. Для этого понадобятся шпаклёвка (в нашем случае автомобильная однокомпонентная), небольшая жесткая синтетическая кисть и жидкий клей для пластика (или нитрорастворитель типа 646-647). Разводим шпаклёвку с клеем до состояния сметаны и наносим на башню короткими вертикальными «тычковыми» движениями. После высыхания (2–3 часа) немного шлифуем полученную поверхность наждачной бумагой. Получается неравномерная, слегка бугристая поверхность, которая отлично имитирует технологию литья в земляную форму, применявшуюся при изготовлении башен реальных Т-34.
Изначально модель Тамии была выпущена как действующая игрушка с электромотором, батарейками и пр. элементами для подвижности. Нам же придется заклеить лишние отверстия подходящим пластиком. 2) Боковые поверхности нижней части корпуса (за катками) покрыты смесью шпаклевки и растворителя. В этом случае "рельеф" предназначен для имитации основы для налипшей грязи и снега, которые мы сделаем позже.
Рекомендуем всегда вести параллельно окраску ненужной модели или любого подходящего куска пластика, металла теми же материалами и в той же последовательности, что и на модели. Так проще избежать непоправимых ошибок. Аэрограф позволяет нанести более тонкие слои и избежать лишнего расхода грунтовки, стравленной из баллона и слегка разбавленной ацетоном (примерно +30%).
После высыхания грунтовки (лучше всего на следующий день) наносим на модель «базовый» зелёный цвет. Зелёный намешан «на глаз» на базе акриловых красок «Тамия» и MrHobby (они вполне совместимы между собой), он всего лишь подложка под основной белый зимний камуфляж. Ориентируемся на цвет техники СССР в военные годы, известный под обозначением 4БО (образцы можно легко найти в интернете). Краска жидко разведена разбавителем для акриловых красок «Тамия» (примерно 1 часть краски на 4–5 частей разбавителя) и нанесена аэрографом на модель в 3–4 слоя. Лучше всего сильно не закрашивать углубления (решётки и прочие «укромные» места) толстым слоем зелёного, лучше оставить там немного проглядывающий чёрный грунт. Этот приём называется «прешейдинг», т. е. нанесение дополнительных «предварительных» теней на модели для придания дополнительного объёма и зрелищности.
Следующий важный этап — нанесение зимнего камуфляжа, т. е. белой краски. Опять же с помощью аэрографа несложно нанести тонкий полупрозрачный слой краски, с баллоном будет труднее. Белая краска (акрил «Тамия» XF-2) разведена очень жидко (примерно 1 часть краски на 5–6 частей разбавителя). Аэрограф следует держать недалеко от поверхности, работать на небольшом давлении воздуха (порядка 1–1,2 атм), краску наносить полупрозрачным неравномерным слоем, стараясь полностью не закрасить зелёный нижний слой, особенно на зрительно выступающих гранях корпуса и башни. Таким образом мы имитируем реальный зимний камуфляж советской техники периода Великой Отечественной войны.
Точно так же окрашиваем и катки, опять же применяя линейку для «масок», но уже с белым цветом.
Дальше нас ожидает очень «творческий» процесс — имитация потёртостей белой краски, т. е. облезшего зимнего камуфляжа. Перед этим важно для себя уяснить пару вещей: почему слезла краска и насколько сильно (от действий экипажа, боевых повреждений, проезда через кусты, погоды и пр.). Главное не перестараться, спешка тут точно не нужна. Мы применим для имитации потёртостей технику окраски «сухая кисть», очень известную у моделистов и уже ставшую классической. Суть её проста. Берём небольшое количество медленно засыхающей краски (алкидные эмали или художественно масло), акрилы плохо для этого подходят, т. к. высыхают ощутимо быстро. Мы взяли зелёную алкидную эмаль «Модел мастер» и «Звезда» (не перепутайте с акрилом от тех же фирм), сделав смесь, похожую по оттенку на наш базовый зелёный цвет. Набираем на жёсткую кисть небольшое количество краски и вытираем о чистый лист бумаги до тех пор, пока кисть не будет оставлять еле заметный след зелёной краски, т. е. пока не станет почти «сухой». Этой кистью лёгкими касательными движениями мы проходим по граням, решёткам, болтам, петлям и прочим выступающим элементам модели, едва касаясь их. Получается лёгкий, полупрозрачный налёт зелёной краски на белой. Этот процесс следует повторить 2–3 раза, в зависимости от того, насколько сильно мы хотим имитировать проглядывающую зелёную краску.
В который раз повторим: не спешите, тут тоже действует правило «лучше нанести 2–3 прозрачных слоя, чем один толстый». Поверьте, исправить полученное и убрать лишнюю зелёную краску будет сложно!
Гусеницы из винила имеют свои минусы: они в меньше мере соответствуют прототипу и краска на них держится неважно. Но и плюсы их для новичков очевидны: они уже есть в наборе (не требуется отдельно покупать наборные пластиковые или металлические траки), сборка их несложна. Мы применим небольшую хитрость при окраске и пойдём нестандартным путём. Окрашиваем темперой ПВА (краска художественная темперная поливинилацетатная), прямо по винилу. Смесь чёрного и коричневого жидко разводим (почти как молоко). На резиновые (виниловые) гусеницы от «Тамии» краска ложится кистью отлично, наносим 2 слоя с промежуточной сушкой.
Как известно, в природе редко встречаются «чистые» цвета. Немного поясним, об этом уже говорилось выше. Белый зимний камуфляж подвергался воздействию солнца, перепадам температур, на него попадали грязь, масло, топливо и пр. Поэтому необходимо уйти от чисто белого цвета и немного его усложнить, используя эффект под названием «фильтр». Для этого очень жидко разводим коричневую художественную масляную краску с уайт-спиритом «Тиккурила» 1050 (этот разбавитель имеет очень слабый запах и очень удобен в работе). Наша смесь должна иметь консистенцию «грязной воды», т. е. краски там должно быть буквально 3–5%. На модель танка хватит порядка 1–2 мл, не более. Полученным раствором покрываем всю модель мягкой широкой кистью, не допуская потёков и скоплений краски. Слой должен совсем чуть-чуть изменить оттенок базового цвета. В смесь можно добавить каплю «сиккатива» — это раствор, позволяющий ускорить время засыхания масляных красок, продаётся в магазинах художественных товаров. Оставляем сохнуть модель на 1–2 суток.
Один из важнейших этапов состаривания — «смывка» и «тени». «Смывка», по сути, — это тот же «фильтр», только более насыщенный. Если говорить о концентрации и прозрачности цвета, то смесь ближе к обычным сливкам, чем к молоку. Там примерно 10–15% краски. Разбавитель тот же — уайт-спирит. Наносить смывку лучше тонкой кистью (синтетика, № 1–2). Этим эффектом мы подчёркиваем стыки, углубления, решётки, болты и прочие мелкие и рельефные элементы. Мы придаём им объём и контраст, модель от этого дополнительно «заиграет» и прибавит в зрелищности. Через 15–20 минут, когда краска слегка подсохнет, лишнюю смывку удаляем кистью (большего размера, примерно № 3–4), слегка смоченной в уайт-спирите. Кисть должна быть полусухой и чистой, её надо постоянно промывать.
Работы над моделью практически завершены, надо заняться оформлением «постамента».
Интересное оформление подставки — дополнительные плюсы к зрелищности модели, к тому же подставка убережёт вашу работу от назойливых рук зрителей и от опасности что-то отломать в процессе созерцания! Для этой модели было решено сделать не совсем обычную подставку с имитацией кадров киноплёнки и кадров в стиле «аниме». Основа изготовлена из листового пластика толщиной 2 мм, короб собран с помощью суперклея и термоклея (пригодится клеевой пистолет).
Закреплена «коробка» будет на обычной деревянной фоторамке при помощи монтажного клея (типа "жидкие гвозди"). Рамку мы уже покрыли в 4 слоя тёмной водной морилкой мягкой кистью и хорошо высушили, далее — первая примерка всей композиции.
Наносим на подставку «снег» и закрепляем модель (очень просто и удобно: винт и гайка через основание и дно модели). Смесь будет простой, но процесс немного другой, чем описан выше. Смешиваем клей ПВА, пищевую соду, воду и добавляем немного белой акриловой водорастворимой краски (можно добавить художественный акрил или темперу ПВА). Консистенция примерно как сметана. Наносим на подставку смесь жёсткой старой кистью, толщина слоя — примерно 5 мм. Гусеницы модели защищаем тонкой пищевой полиэтиленовой плёнкой и немного утапливаем танк в смесь, имитируя небольшое продавливание земли и снега под весом танка. Нам надо получить отпечатки гусениц на снегу. Опять сутки сушим.
Последний рывок: снять модель с основания, удалить полиэтилен и снова закрепить танк на подставке. Ещё надо не забыть сделать антенну и флажок на ней (возьмите отрезок подходящей проволочки и кусочек цветной красной бумаги).
Более подробноо создании данной модели (и не только) можно найти