После пробоин скучнейшей Gothic 3 и полностью вторичного Risen, ветер перемен сам просился в парус. Мечи на рапиры, молнии на мушкеты, драконов с палубы. И хотя фанат без труда ощутит под пиратской глазурью старую добрую “Готику” – она преобразилась.
История возвращает нас к заросшему протагонисту первой части, чтобы вложить в его ослабевшие от пьянства руки судьбу архипелага. Здесь начинается приключение, насквозь пропитанное пиратской романтикой: сожмёшь – и ром так и потечёт сквозь пальцы. Да, на этот раз не меч и магия: сокровища и пожелтевшие кости сгинувших ради них, бочонки с солониной и пресной водой, вероломство и честь, однозарядные пистолеты и шпаги, старый пират и его дочь, деревянная нога и железный крюк, в конце концов.
И к слову о протезах: нет, их нельзя будет нацепить (даже если вам очень хочется стать капитаном Крюком, скормив руку аллигатору). Исследуя мир, вы будете находить уникальные предметы, повышающие характеристики и навыки. И этим предметом может быть что угодно – разброс от засушенной головы до уже упоминавшейся деревянной ноги. Историю и предполагаемое местоположение предмета можно почерпнуть из разбросанных по миру книг. Чаще всего эти артефакты валяются около сундуков с сокровищами, продаются торговцами и даются за выполнение заданий.
Впрочем, традиционно для жанра вы начнёте игру в одних штанах и вдобавок слабым и нищим. Чтобы поднимать характеристики, нужно заработать достаточное количество очков славы и потратить их на улучшение. Основные характеристики влияют на три сопутствующих навыка и разблокируют перки – чем выше уровень характеристики, тем больше их доступно. Среди перков есть как просто повышающие навык, так и дающие дополнительные возможности. Ну или забавные сами по себе: Nuff Said позволяет заканчивать некоторые диалоги выстрелом в голову собеседника.
Перки учатся за деньги, и стоят порядочно, особенно в начале игры. Конечно, вы можете купить набор живодёрских ножей и продавать трофейные клыки и шкуры, найти карту сокровищ, взять кирку и добывать золото из жил, выходящих на поверхность...
А можно присесть и, передвигаясь на цыпочках, взять вон то золотое блюдо, пока никто не видит, и ещё эти серебряные кубки. И напоследок срезать у ничего не подозревающего хозяина кошелёк. Вырученное золото инвестировать в навык взлома замков и вернуться за сундуками.
Воровство – основной способ получения денег в игре, с которым может конкурировать только разграбление гробниц аборигенов.
Но не думайте, что мародёрство потребует меньше усилий. Для начала, в некоторые гробницы не так уж и просто попасть - например, единственный способ вскрыть одну из них – познакомить её дверь с добротным чугунным ядром, выпущенным из пушки. Дальше – больше. Для персонажа, не развивавшего боевые навыки и щеголяющего со стартовой сабелькой да голым пузом, сие разграбление может закончиться не начавшись – бои более чем хардкорны, и, если не использовать эксплойты движка (которым много лет), вначале придётся основательно помучиться с покойниками, руководствующимися принципом «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и лично стерегущими своё добро.
Схватки с местным зверинцем хоть поначалу и непросты, но интересны, обезьяны норовят зайти в тыл, дикие поросята разгоняются, чтобы протаранить, крабов можно с лёгкостью убивать, перевернув на спину, а один из местных боссов может украсть ваше оружие, если зазеваетесь.
Ваши возможности тоже весьма разнообразны, и включают такую экзотику, как оглушение противника кокосом, ослепление его пригоршней песка в глаза или даже атака боевым попугаем. Но все эти трюки меркнут перед силой и славой мушкетов. Когда вы получите один – играть станет намного легче. Не обязательно ваш собственный, мушкет напарника тоже сгодится. А уж обладая двухствольным образцом, вы будете снисходительно улыбаться всей акробатике местных копейщиков.
Есть ещё и магия вуду, но душевная теплота Кортеса по отношению к ацтекам вполне выражает моё отношение к коренным жителям архипелага. А выбор фракции повлияет и на ваш арсенал.
Чтобы получить возможность брать с собой напарника, его сначала нужно найти и предложить койку на корабле. Ваши спутники обладают разными полезными свойствами (у Пэтти это, очевидно, красные штаны), вмешиваются в диалоги, помогают в драках, да и вообще, с ними приятно поболтать в перерывах между исследованием очередного острова.
Каждый остров вплетён в историю, а та развивается стремительно и непредсказуемо.
Мир игры явно светлее (и что уж точно – пестрее) предыдущих творений Пираний, но не кардинально, на несколько тонов – стоит ступить под своды пещеры, как музыка наполняется тревогой и сливается с обволакивающей темнотой, отступающей только перед ядовитым сиянием кристаллов. А сойдя с тропы, можно попасть на маленькую поляну, в равной степени заполненную как солнечным светом, так и человеческими костями.
У игры не так много минусов – платные дополнения и дряхлый движок, который стоило высадить на необитаемом острове лет пять назад.
Движок хоть и жестковат, но под соусом постобработки вполне съедобен, особенно если закрыть глаза на анимацию и старые болезни, вроде проваливающегося в одежду оружия. Не знаю, в чём дело, в Risen 2 или в драйвере, но во время игры я дополнительно к указанным проблемам периодически наблюдал мерцание текстур и слышал рёв вентиляторов видеокарты – беззвучных в BF3 на максимальных настройках.
DLC – вообще печально модная тенденция для мира компьютерных игр. Возможно, вы привыкли к ним и не чувствуете неприязни, чего не могу сказать о себе.
Дополнение, вырезанное из готовой игры (раз оно готово на момент продажи) и добавляющее не одежду, а часы геймплея – это уже вопиющий беспредел. Чувствуете, как Пираньи запускают свой абордажный крюк в ваш карман в надежде выудить парочку-другую пиастров?
И всё же игра удалась. Первая после Night of the Raven, которую можно покупать без колебаний. Салютую из всех орудий в честь возрождения... нет, не Готики, но студии, её создавшей.
ArDec, спасибо за вычитку.