То, что творится с Ларой Крофт последние несколько лет, не сравнимо ни с чем. Ее гордое имя начали портить никуда не годные фильмы за авторством Яна де Бонта и Саймона Уэста. Практически одновременно со вторым фильмом вышла жуткого качества игра Tomb Raider: The Angel of Darkness, после которой стало ясно - с серией надо что-то делать.
И через три года пришло время трилогии, состоящей из Tomb Raider: Legend, Tomb Raider: Underworld и Tomb Raider: Anniversary. Качество стало заметно выше, а последняя в этом списке игра оказалась ремейком самой первой части - этакий презент к десятилетнему юбилею госпожи Крофт.
Но разработчики в интервью честно признались, что жутко устали от одних и тех же, похожих друг на друга однообразных игр. Геймеры вторили им: надо менять концепцию, привлекать нас другими способами. То, что Лара выходит мокрой из реки, вода тонкими струйками стекает по ее коже, а шорты становятся настолько короткими, что можно сойти с ума, - это все нам уже не интересно.
Выход нашелся. Одновременно в производство были запущены две игры: одна - обычный Tomb Raider, создающийся в лучших традициях серии, а вторая - Lara Croft and the Guardian of Light. Вариация на тему "А что, если сделать вид сверху и добавить кооператив?". Черт возьми, это лучшее, что они могли сделать!
Несмотря на то, что в принципе мало что изменилось, ощущения получаешь совсем иные. Здесь так же есть загадки, джунгли, большие могилы и ловушки. На земле - кнопки, где-то неподалеку - шары, которые надо на них поставить. Все как прежде, но изометрия повлияла на геймплей очень сильно. Во-первых, красота окружающего мира намного сильнее поражает воображение, чем в прошлых играх: все эти статуи, колонны выглядят очень красиво сверху, а не спереди.
Во-вторых, смена камеры влияет на загадки и ловушки – они стали намного интереснее, потому как у создателей было больше простора для фантазии. Ведь игроки теперь видят всю комнату, каждый ее угол, а не только то, что перед его носом. Так что шипы из пола торчат по всей его поверхности, а многочисленные лабиринты и кнопки представлены в большом количестве.
Еще одно нововведение заключается в том, что Лара путешествует не одна, а с напарником – индейцем майя по имени Тотек. Тотек помогает госпоже Крофт в случаях, когда необходимо куда-то забраться, что-то достать и вообще, когда Лара не может что-то сделать в одиночку. Щит подставит, например, или дополнительное копье в стену метнет.Но компаньон у главной героини появляется только в кооперативе. В сингловой кампании все средства для преодоления препятствий у нее есть, и все она может пройти самостоятельно. Индеец же появляется только в заставках, загадочно потом исчезая. Так что в одиночной кампании у игрока нет напарника, за которым необходимо следить. А потому беспокоиться за сбои в работе искусственного интеллекта не приходится.
Однако не стоит думать, что кооператив прикручен для галочки и является лишь дополнением к синглу. Это не так – как раз наоборот, кооп здесь играет гораздо большую роль и приносит намного больше удовольствия. К счастью, те, у кого по каким-то причинам нет возможности поиграть с другом, тоже найдут для себя интересные занятия.
Например, улучшения и прочие бонусы – их выдают на каждом уровне за определенные действия. Собери все красные черепушки, уничтожь все автомобили, пропрыгай аккуратно по ящикам и многое, многое другое. Все это будут вынуждены выполнить те, кто, во-первых, любят коллекционировать полученные ачивменты, а во-вторых, желают сделать Лару настоящей машиной для убийства. Многочисленные улучшения повлияют на геймплей, но и выполнить их все непросто.
В остальном изменений мало: собираем артефакты, стреляем по противникам из разных видов оружия (арсенал пополняется почти на каждом новом уровне), убегаем, уворачиваемся, вовремя подбираем аптечки и так далее. К каждому сопернику необходим индивидуальный подход, и придется не раз умереть, чтобы подобрать верный Кого-то надо с дробовика валить, от кого-то прятаться за колоннами, а некоторые ходят группами, и проще всего – положить взрывчатку.
Так что Lara Croft and the Guardian of Light это очень многогранная и многослойная игра. Здесь не надо тупо идти напролом к концу уровня и продолжать следовать к финальным титрам. От этого очень быстро потеряется интерес. Искать черепа, собирать кристаллы, копить бонусные очки и делать еще много интересного – вот что главное в игре. Такое ощущение, будто разработчики Guardian of Light делали все ради того, чтобы игрок не скучал и как можно дольше оставался в игре.
***
Можно смело сказать, что эксперимент удался. Новый экстерьер пошел Ларе на пользу – переход к изометрии и добавление кооператива – самое удачной в данной ситуации решение. Это очень интересный и достойный внимания продукт, положивший начало новой эпохе в жизни несравненной Лары Крофт.