Кто-то из них весьма известен, о ком-то помнят полтора фаната. Кто-то является классическим персонажем комиксов, другим же нет смысла даже думать об этом. Всех обитателей моего хит-парада объединяет разве что успешная или не очень экранизация, некая подзабытость массами, локальная культовость и моя искренняя любовь. О таких вот «сбитых летчиках» и пойдет речь в этом посте.
4. The Shadow
Этот парень вдохновлял еще создателей Бэтмена. Придя из радиошоу в комиксы в 1931 году в классическом костюме, черном плаще с подбоем кровавого цвета и красной же маске на пол-лица, увенчанный широкополой шляпой, он стал прообразом всех тех персонажей, которых многие из нас знают и любят. В свое время он тоже был на зените славы: комиксы, телешоу, сериалы, фильмы и даже видеоигры. Его суперспособности изначально были в основном ментального характера: Тень умел создавать иллюзии в головах людей, мастерски управляя их поведением; также собственно тени были для него весьма удобным укрытием и способом перемещения. Казалось бы, прямая дорога к злодействам и преступлениям открыта для него, ан нет: с начала своего существования в качестве глухого потустороннего голоса детективного радиошоу Тень был ярым противником зла во всем его многообразии.
Построение персонажа тоже отличалось от современных норм. Официальная личность Тени была тайной, подсказки к разгадке которой подавались в каждом новом романе (да, тогда выпуски, выходившие раз в месяц, а с октября 1932 года и два раза, были гораздо больше современных) и каждый раз оказывались ложными. Мастерски закрученный сюжет увлекал огромное количество читателей: за год тираж журнала поднялся до 300 тысяч — невероятная цифра для многостраничных комиксов. При этом недопущение халтуры было основной заповедью издательства, поэтому каждый новый роман подвергался детальной проверке на предмет самоповторений. Еще одним из главных аспектов комикса была реалистичность: все места, третьестепенные персонажи и посторонние события, не имеющие отношения к сверхъестественному, должны существовать в реальном мире. Конечно, об интеллектуальности речи не шло, но данный комикс стал классикой жанра, задав все те нормы и шаблоны, по которым создавались и создаются многие тысячи героев. И пускай Вторая мировая война подкосила издательство, в конце концов снизившее качество работы и скатившее комикс понятно куда, где он и остался в 1949 году, Тень навсегда остался первым среди лучших.
Но, конечно, многие из нас знают его в первую очередь по фильму 1994 года с Алеком Болдуином в главной роли. Сам фильм отлично смог передать атмосферу мрачности и таинственности персонажа, несмотря на наличие предыстории, что противоречило изначальной сути Тени. Кинокартина должна была стать отправной точкой для целой франшизы, но соперничество с такими монстрами проката, как «Король Лев» и «Маска», сказалось на ней крайне отрицательно. Общая прибыль составила $48 миллионов против $40 миллионов бюджета. Возродить моду на классический нуар не удалось.
3. Robocop
Среди всех персонажей моего хит-парада этот единственный, получивший пропуск в мир с помощью кино, а не комиксов. Фильм 1987 года стал культовой классикой, соединив в себе замечательный экшн и антиутопическую атмосферу, действия и мысли, отражавшие реальность роста влияния корпораций на людей вместе со взглядом на технологическое будущее, ожидающее человечество. Сам Робокоп, как водится, был продуктом своего времени. Полицейский во власти огромного коммерческого механизма. Человек в теле машины. Человек ли? Машина ли? Как это противоположности взаимодействуют, и к чему приведет постоянная борьба между моралью и программой? Эти вопросы незаметно подавались на протяжении всего фильма без всяких скидок на возраст и массовость аудитории, в том числе во всем, что касается экшна. А действий тут хоть отбавляй, причем, я бы сказал, честных действий. Робокоп сражается, как умеет, и происходящее оставляет свои следы на его костюме. Блестящий и отполированный, к концу фильма он превращается в доспехи побывавшего не в одной схватке воина. Изображение же соединения человека и машины выше всяких похвал: на протяжении всего фильма мы видим только рот человека, все остальное скрыто доспехами. Когда же Мерфи снимает шлем, попутно вывинчивая скрепляющие болты прямо из своей головы, зритель узнает, что лицо Робокопа являет собой маску, натянутую на искусственный череп — еще один плюс к атмосфере фильма, в деталях изображающего удивительное существо, доля человеческого в котором невероятно мала, но которое все равно является человеком.
Конечно, успех фильма стал началом новой франшизы, которая, однако, не отличилась большим успехом, пускай и имеет свою преданную аудиторию. И дело тут в том, по моему мнению, что первый фильм был слишком успешным. Он был не началом франшизы, а законченным произведением с высказанными мыслями. Желание разработать это новое плодородное поле естественно и понятно, но проблема в том, что высказывать-то было особо нечего. Фильм раскрыл все темы, к которым прикасался, и на долю сиквелов, комиксов и прочей продукции почти ничего не осталось.
Как многие знают, готовится к выходу новый фильм про Робокопа. Но подростковый рейтинг говорит сам за себя. Современный Робокоп, уважающий традиции оригинала, должен был пойти по тому же пути, что и нолановский Бэтмен, уважающий традиции фильмов Бертона и комиксового оригинала 40-х годов.
В ремейке же все те подтексты, которые многослойным тортом подавались киногурманам на протяжении всего фильма, обжевываются, очевидно, чтобы затем создатели изрыгнули получившееся в клювы птенцов, которые будут это смотреть. Чего только стоит правая рука, сохраненная новому Робокопу. Как отсылка к человечности персонажа, это никуда не годится. Кусок плоти на смену восстанавливающейся из ничего личности, развитие которой было сутью оригинального фильма. Еще хуже вкупе с этим смотрится сцена из трейлера, в которой новый Робокоп приходит в себя и затем хватает за горло своего создателя. В отличие от превозмогающего машину человека, от которого только и осталось, что остатки чувств и памяти, этот Робокоп ничего не забыл, у него есть его личность и свобода. И он нападает на безоружного гражданского. Так о какой борьбе человека и машины речь?
2. John Constantine
Созданный Аланом «Наше Комиксовое Все» Муром, это персонаж является ярко выраженным антигероем. Ребенок, удушивший брата-близнеца своей пуповиной в животе матери. Оккультист, результатом развлечений которого с магией стала смерть девочки и его друзей, что является ему в худших кошмарах (и стала причиной его попадания в психушку). Колдун, не гнушающийся грязнейших приемов в борьбе с демонами и их слугами, и при этом ни во что не ставящий человеческую жизнь и душу, свою особенно. Чего стоит тот факт, что Джон, дабы спастись от смерти от рака легких (курение, да), продал душу сразу трем главным демонам, после чего те, дабы не устраивать войну, решили не дать ему умереть, на что он и рассчитывал. Другой же демон в другой ситуации сделал ему переливание крови, после чего Джон приобрел свою единственную суперспособность: слегка повышенную регенерацию. Человек, заслуживший ненависть самого Люцифера тем, что заставил его искупаться в святой воде. Искусный манипулятор и обманщик, он сполна заслужил ненависть и презрение не только демонов, но и ангелов. И это я еще не прошелся по аналогичным существам из других религий.
И тем не менее, он известен и популярен среди фанатов комиксов. Этакий плохой парень, который все-таки делает хорошие поступки, просто потому что так правильно. Он — в молодости наивный романтик, которого окунули в реальность и нереальность бытия настолько глубоко, что ему срочно понадобились доспехи из толстокожести и цинизма. Зная про мерзость видимого и невидимого миров не понаслышке, он все равно ищет хорошее в людях, да и сам готов помогать таковым. Стоит ли говорить, что этот персонаж стал наиболее успешным среди таковых под маркой Vertigo. К нему относятся настолько внимательно, что соблюдают даже его возраст, в том числе и визуально. Кровь демона, конечно, замедлила процесс старения, но внимание к датам жизни Константина осталось.
В 2005 году вышел фильм с Киану Ривзом в главной роли. Общее впечатление от фильма можно описать как «так себе». В нем есть безусловно впечатляющие моменты и интересности, но в общем фильм является жалким подобием оригинального комикса. Константина же можно описать словами «если бы Макс Пейн не был копом». А что, у него тоже депрессия, он много пьет, он «видел некоторое дерьмо»© и все еще раздает люлей демонам направо и налево. И тем не менее, моральная дилемма Константина подана весьма интересно, да и сюжетная развязка вполне соответствует духу комикса. Так что впечатление скорее положительное. Ну и коммерческий успех ($230 миллионов против $100 миллионов бюджета) вроде как обещал сиквел. К сожалению (или к счастью, это как посмотреть), тогда мода на конвейерное производство экранизаций комиксов еще не вступила в свои права. Так что будущее франшизы пока неизвестно.
1. Spawn
Он прошел через все круги Адa. Вот только если предыдущий персонаж побывал там на правах гостя, то правительственный убийца Эл Симмонс заполучил там место с видом на все красивости. При жизни он был весьма талантливым солдатом, сделавшим неплохую карьеру аж до высших кругов ЦРУ, где ему поручали весьма заковыристые операции, с которыми он весьма успешно справлялся. И все у него было хорошо, даже любимая жена была. Но так получилось, что именно он на своей шкуре испытал поговорку «многие знания — многие печали», начав сомневаться в том, что он борется именно с угрозами родной стране, а не с чем-то совсем другим. В результате друг и партнер Эла убивает его, после чего душа Симмонса попадает в собственно Ад. Там Эл заключает сделку о службе Аду с некоей демонической сущностью, чтобы вернуться на Землю. Он и возвращается. Только через пять лет после смерти, без памяти и в виде монстра. Вскоре память приходит к нему, он узнает, что место мужа занял его друг, да и ребенок у них уже есть. А дальше… Дальше ему как бы нужно быть слугой Ада на Земле, вот только он очень сильно не хочет. Константин бы нашел способ красиво обмануть демона, а вот Спаун, как эксперт по силовым методам решения проблем, попросту начинает сопротивляться своему назначению.
Как уже становится понятно, мне нравятся персонажи, находящиеся между молотом и наковальней. Только Тень выбивается из этой серии, да и то в фильме 1994 года у него есть весьма ощутимая темная сторона. Здесь же борьба выражена наиболее ярко. Причем Рай и Ад представлены как те же корпорации, просто с расширенными правами по отношению к человечеству.
Что же до фильма 1997 года, то он, имхо, великолепен. Относясь к оригинальному комиксу с огромным вниманием, создатели перенесли из него все самое главное для раскрытия персонажей. Конечно, был взят свой сюжет, что-то было изменено для фильма, о чем-то не рассказали вовсе, но основная история становления Спауна показана весьма неплохо. Что уж точно не подлежит критике, так это замечательные для 1997 года спецэффекты, за которые фильм даже отхватил награду Каталонского международного кинофестиваля, и экшн составляющая.
Как ни странно, многие критиковали его за излишнюю жестокость (это фильм про борьбу слуги Ада против своих хозяев они назвали слишком жестоким, ага), но радует то, что культовый критик Роджер Эберт в свое время тоже высоко оценил это кино, дав ему 3.5 балла из 4 возможных. Да, пускай качество сюжета в фильме хромает, но хорошо переданная мрачная атмосфера и замечательные экшн-сцены вместе с потрясающе сделанными спецэффектами делают этот фильм весьма приятным глазу. Коммерческий успех был не особо большим ($88 миллионов против $40 миллионов бюджета), но достаточным, чтобы посеять мысли о сиквеле, который вроде как хотят снимать в этом году. Ну что же, ждем с нетерпением. Главное, чтобы рейтинг не был подростковым.