Хидеки Камия (Hideki Kamiya), именующий себя не иначе как «режиссером», явно не привык останавливаться на достигнутом. В 2001 году, вооружившись концепцией Resident Evil 2, он создал популярнейший слэшер Devil May Cry. Спустя почти девять лет японский визионер решил переплюнуть собственное творение, а заодно утереть нос своим бывшим работодателям из Capcom, и по сей день успешно эксплуатирующим Данте. Правила прежние — жестокий и ураганный боевик, замешанный на своеобразной эстетике. Но теперь — с демонической учительницей-госпожой в главной роли. Интригует?
Ведьма из blur
Отчасти Камия удалось задуманное. Японские рецензенты еще осенью пропели Bayonetta дифирамбы и поставили высокие оценки, не обращая должного внимания на одно огромное «но»: ее PS3-порт впору продавать за полцены. По причинам, известным лишь сотрудникам компании SEGA, графика выглядит безнадежно устаревшей. Богатую детализацию и сочные краски X360-версии сменили тусклые и расплывчатые текстурки, показатель fps обычно вдвое (а то и втрое) ниже, тени безобразны. Какой толк от любых режиссерских ужимок и выкрутасов, если придут программисты SEGA и просто замажут картинку тоннами омерзительного «мыла»?
Визуальные дефекты — к сожалению, не единственное врожденное увечье, которое досталось многострадальной PS3-версии от криворукого издателя. Bayonetta буквально задыхается от нехватки оперативной памяти, и загрузка нужна постоянно: при включении меню паузы, визите в магазин, сохранении и даже когда Байонетта подбирает предмет. Вездесущая надпись «Loading» раздражает едва ли не сильнее приторного j-pop в саундтреке. (Здесь я призываю обладателей консолей от Sony подумать: стоит ли вообще читать дальше?)
Etis, atis, animatis…
Bayonetta — история о сложных взаимоотношениях ведьм и жрецов. Олицетворяя силы тьмы и света соответственно, они издревле оберегали две половины могущественного артефакта «Глаза мира» от чужих рук, поддерживая мировой баланс в неприкосновенности. В конце концов оба клана перегрызлись и дружно сгинули. Пробудившаяся после пятисот лет сна Байонетта, страдающая амнезией, бродит по вымышленному европейскому городу Вигриду в поисках осколков своего прошлого, попутно перемалывая орды божественных посланников.
Что происходит в мире Bayonetta, психически здоровый человек не сможет понять вплоть до финала. Не пытайтесь вникнуть в суть повествования. В затонированных сепией флэшбеках и диалогах здравого смысла и логики не больше, чем в песне про «Волшебного кролика». Любимый прием сценаристов — разыграть трагическую смерть одного из персонажей, а потом внезапно организовать «чудесное спасение» и вернуть его живым и невредимым. Нечто похожее провернули и с «боссами». Сколько бы Байонетта ни отправляла их на съедение чертям в преисподнюю, они прилетают снова и снова. Некоторые — раза по четыре.
По замыслу авторов, главная героиня, очевидно, должна источать нечеловеческие дозы женственности и обаяния. На вкус и цвет товарищей нет, любители хентая наверняка будут довольны. Хотя кроме странноватых пропорций, крыльев бабочки и леденцов во рту внешне Байонетта ничем особо не примечательна. Зато ее противники приятно удивили. Разработчики от души поглумились над культурным наследием эпохи Возрождения, нарисовав громил с лицами купидонов, ожившие фрески и уйму других гротескных уродцев. Апофеоз дизайнерской мысли — ангелы в виде автомобилей и катеров.
Ни слова о мётлах!
Впрочем, по одному немаловажному пункту Bayonetta оставляет далеко позади даже самых титулованных представителей жанра. Понаблюдайте несколько минут, как ведьма истребляет стайки служителей света, и Данте, Неро и Кратосы неизбежно покажутся вам беспомощными паралитиками. Стрельба «по-македонски» — позавчерашний день. Почему бы не прикрутить стволы еще и к каблукам? А там уж способов устроить врагам локальный армагеддон — сотни.
При немыслимом количестве изначально доступных «комбо» потрясает их зрелищность и простота исполнения (безотносительно двух «детских» уровней сложности). Водопады свинца, взмахи катаны, призыв демонов (те гигантские руки и ноги на скриншотах) с помощью шевелюры и акробатические этюды сливаются в феерический танец смерти. Уклонение от вражеской атаки в последний момент активирует «Witch time» — аналог slo-mo. Заполнив шкалу магии, Байонетта может пытать и казнить несчастных серафимов прямо в бою посредством «железной девы», гильотины, бензопилы и прочих милых штуковин. По желанию героиня принимает облик животных (пантеры, летучих мышей или птицы) — чрезвычайно полезный, подчас необходимый навык. Отдельного упоминания заслужили эпические схватки с «боссами», иногда занимающие целую главу. Здесь Bayonetta вновь заставляет конкурентов краснеть. Сотканный из волос громадный паук, пожирающий истерзанное чудище размером с жилой дом, — это ни с чем не сравнимо.
Естественно, подлинная цель — не тупо убить всех, а убить красиво, быстро и чисто. После каждой из 16 глав нам присуждают определенный рейтинг и соответствующее вознаграждение в нимбах. Много погибали? Часто лечились? Вряд ли у вас хватит денег на апгрейд оружия, увеличение здоровья и маны, дорогие аксессуары и наряды в адской лавочке. Умереть, между тем, легко уже на «Normal», где пресловутый button-mashing не сработает. Херувимы не дремлют, ингредиентов для целебных конфет мало, а дизайнеры нет-нет да подсунут посреди видеоролика неожиданную QTЕ-вставку. Выход — начинать сначала, благо, сохраняться дают перед любым уровнем. Высший пилотаж — пройти эпизод, не получив урона и не прервав «комбо». Лучшие результаты попадают в онлайновую таблицу рекордов — неплохой повод выйти за рамки 10-12 часов, отведенных на кампанию.
* * *
За динамичную боевую систему хочется простить авторам и мутное повествование, и штампованный сюжет, и музыку на любителя, и бестолковую камеру. Единственное, на что не посмотришь сквозь пальцы, — отвратительное портирование на PS3. С таким же успехом издатель мог запихнуть весь тираж под бульдозер.
Источник: